Простые правила сильного текста – Максим Ильяхов

Пишу с ошибками, но хочу научиться писать хорошо. Поэтому использую MS Word и знакомлюсь с информационным стилем. Информационный стиль – это приёмы редактирования, которые помогают очистить текст от мусора, наполнить его полезной информацией и сделать читаемым.

Главред

В этом нелёгком деле мне помогает сервис для улучшения текста – Главред, созданный Анатолием Буровым (автор технологической платформы) и Максимом Ильяховым (составитель правил). Он помогает находить в тексте стоп-слова, без которых текст становится понятным, коротким и информативным.

Главред

Стоп-слова

Стоп-слова – единицы языка, используемые нами не по назначению и служащие балластом в тексте. Это слова, которые ничего не значат, или используются неправильно, или их всегда предсказуемо можно превратить в более лёгкую языковую конструкцию. Эти стоп слова не всегда должны быть исключены из текста. Просто эти слова заставляют Вас задуматься, что-то в этом тексте, в данный момент, неправильно.

Группы стоп-слов

Группа 1: страдательный (пассивный) залог – показывает «претерпевание» объектом какого-либо действия. Проблема в том, что он лишает предложение силы, забирая у него самый мощный глагол – сказуемое.

Сказуемое – главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т.п.

Подлежащее – главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос «кто?», «что?».

Пример:

Товар будет доставлен в течение двух рабочих дней. Доставка осуществляется курьером.

Товар здесь не осуществляет действие, здесь курьер работает. Поэтому мы его поставим в подлежащем, и сразу появится динамика и действие:

Курьер привезёт товар в течение двух рабочих дней.

Группа 2: определения – подразделяются на несколько подгрупп:

  • Усилители – делают наше сообщения более мощным. Например: абсолютный, безусловный, очень, весьма, сильно, крайне, действительно, по настоящему и т.д. Проблема в том, что они означают конкретные вещи. Готовы ли вы ответить за эти слова? Если да – используйте, если нет – многие люди подумают, что вы лжете.

  • Размытые понятия – например: «один из лидером», «в десятке лидеров», «весьма выгодный», «достаточно высокого качества», «по вполне приемлемой» и т.д. Проблема в том, что они подчёркиваю «не уверенность».

  • Качественные прилагательные – обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?». Проблема в том, что качественные прилагательные бывают разные. С некоторыми из них нельзя поспорить: красный, холодный, мокрый, чистый, солёный, жёсткий и т.д., а другие выглядят спорными: дорогой, выгодный, высокий, далёкий, качественный сильный и т.д. Спорные прилагательные ни о чём не говорят, их надо убрать и заменить фактами и цифрами.

Группа 3: Паразиты времени. Когда вы пишите текст, чаще всего, вы привязываете его к тому или иному времени. С прошлым и будущим всё ясно, а что делать с настоящим временем? «В настоящее время», «сегодня», «в наши дни», «в современном мире», «сейчас» – это всё паразиты времени.

Пример:

Сегодня мы наблюдаем беспрецедентный рост спроса на услуги по созданию сайтов.

Паразиты времени очень легко определяются. Они часто стоят в начале предложения, и мы ничего не теряем, когда их убираем:

Мы наблюдаем беспрецедентный рост проса на услуги по созданию сайтов.

Здесь стоит ещё расшифровать слово «беспрецедентный», подсокращать… или переформулировать предложение человеческим языком:

Всем нужны сайты.

Исключением являются ситуации, когда мы постоянно говорим о прошлом или будущем, а потом, в какой-то момент, возвращаемся к сегодняшнему дню.

Группа 4. Модальность – семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказыванию, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности.

Модальные глаголы: может, стоит, должен, нужен, обязан, следует, необходимо, требуется и т.д. – если их взять отдельно от другого глагола, не несут смысла.

Пример:

Вы можете отправить заявку на получение кредита, воспользовавшись формой внизу страницы.

Уберём модальный глагол «можете» и сделаем это предложение призывом, а в конечном итоге вполне достаточно и заголовка:

Заявка на кредит.

Группа 5: фразы с отглагольными существительными (образованными непосредственно от глагола). Например, есть предложения, где имеются глаголы: осуществлять, производить, заниматься и т.д. – и отглагольные существительные: деятельность, ремонт, реализация, обсуждение и т.д. С точки зрения воздействия они всегда очень слабые. Когда же эти отглагольные существительные превращаются в глаголы, фразы становятся более мощными и сильными.

Пы.Сы. Статья является выжимкой из видео «Простые правила сильного текста» и опубликована с разрешения автора – Максима Ильяхова [источник]. А вот и само видео:

Короткая ссылка: http://goo.gl/wvODKC

Максим Ильяхов
Выжимка из видео: Максима Ильяхова
Ответственный редактор в Дизайн-бюро Артёма Горбунова и коммерческий писатель

Максим в соцсетях: Google+ | ВКонтакте | Facebook | Twitter